Нижу я бисер на свободе...

Подпись:

Всем нашим мастерам занятие творчеством помогает забыть о своих болезнях. Хочется привести слова самой старшей нашей мастерицы Нины Васильевны Холкиной, 1925 года рождения. На вопрос «Как же Вы работали, у вас же руки болят?», она ответила: «Да, болят, но когда увлекаюсь шитьем – забываю о боли».

Я сама инвалид второй группы (острое нарушение мозгового кровообращения, нарушение кровотока по Базилярным артериям. Близорукость с детства (но за годы работы с бисером зрение стало лучше, а не хуже). Раньше занималась многими видами декоративно-прикладного искусства: лоскутная пластика, макраме, вязание крючком и спицами, вышивка по трикотажу, крестом, гладью, техникой «ришелье», ковроткачеством, флористикой… И вот, уйдя на заслуженный отдых, увлеклась бисером.

Сподвигла меня на этот «подвиг» случайная встреча в поезде с Надеждой Н. Она показала мне технику инкрустации бисером и уговорила заняться этим видом творчества. Но, попробовав сажать бисер на клей, я поняла, что это не мое. Стала вышивать.

Сначала брала иконы попроще, использовала бисер всего нескольких оттенков. С каждой вышитой иконой я усложняла себе работу. Сегодня у меня есть иконы, где в одном красном цвете – от розового до бордового – использован бисер более 90 оттенков! Соответственно этому и работы выглядят как настоящая живопись.

В 2003 году мы бригадой в 8 человек вышивали большую по размерам и сложную по исполнению икону св. Димитрия митрополита Ростовского. Работали по 18 часов! Забывали о времени и, конечно, о болезнях.

Забываешь обо всем, когда создаешь нужную цветовую гамму! Например, на иконе Георгия Победоносца темно-зеленый фон создан смешением коричневого и зеленого. В этой же иконе использовано 24 оттенка белого цвета.

Чтобы на вышивке получить плавный переход от темного тона к светлому и наоборот, применяется так называемая растяжка цвета. Расскажем, как это делается: нужно разложить перед собой бисер всех используемых тонов от темного к светлому по порядку и как бы пронумеровать их – первый, второй, третий и т.д..

 

 

Икона Святой Георгий Победоносец

Фрагмент иконы

Вышиваем следующим образом: 1-й ряд темный, 2-й ряд – через одну бисеринку первый и второй тон цвета. З-й ряд – второй тон. 4-й ряд – через одну второй тон и третий тон. 5-й ряд – третий тон. 6-й ряд – через одну третий и четвертый тона. И так примерно до середины вышиваемого фрагмента, затем нужно сделать несколько рядов самого светлого и продолжать в обратном порядке от светлого к темному.

Бисер для икон лучше использовать полностью прозрачный. Он создает глубину и хорошо соединяет цвета.

При вышивании иконы Святого Димитрия Митрополита Ростовского и «Георгий-Победоносец убивает змея» в создании фона и отдельных деталей присутствует очень много цветовых оттенков бисера. Чтобы более подробно поделиться с некоторым опытом бисерной вышивки, в качестве иллюстраций даются фрагменты икон в увеличении.

Сейчас повсюду появилось много вышивальщиц. Наверное, это хорошо. Но, на наш взгляд, нельзя браться за иконы, не имея на то благословения. Испрашивают его у священника.

Но прежде чем браться за вышивку ликов, попробуйте вышить, к примеру, свой портрет или портрет кого-нибудь из родственников. Если ваши знакомые с первого раза узнают того, кто вышит, можно просить благословения и браться за икону. Но обязательно прежде мысленно очиститься перед Богом, к иконе относиться с трепетом. Ведь если вы испортите свой портрет, над ним просто посмеются. А если вы испортите лик?

Однажды нам заказал икону Святое Семейство итальянец, торгующий у нас в России деревообрабатывающими станками. Когда я спросила его, для чего предназначена эта икона, он объяснил: «Пусть посмотрят мои покупатели, от чего мы шли и к чему пришли (лучковая пила и станки)».

Раньше на иконе ризу мы шили накладную, а лик святого прописывался на отдельном листе ДВП и затем подкладывался под вышивку, на которой оставлялись отверстия для рук и лика. Теперь мы шьем по холсту, на котором уже прописан лик. Это гораздо сложнее, так как любое неверное движение руки может испортить лик.

Впервые за 15 лет работы в этом году я взялась вышивать лик Иисуса Христа на иконе Спаса Нерукотворного. Большую помощь в виде молитвы и советов я получила от своего духовного наставника отца Владимира (Гладышева). Он почти пять лет уговаривал меня взяться вышивать эту икону, но все эти годы я была, видимо, не готова к этой ответственной работе.

Фрагмент иконы

Но в этом году мы всей семьей вышили Спаса Нерукотворного с Божьей помощью и помощью отца Владимира. Икона была подарена нашему духовному наставнику на его 50-летие.

Раньше икону шили по канве, бисер пришивали или вертикально, или горизонтально. Наши мастера пробовали и так, и этак. Со временем мы поняли, что направление положенного бисера многое меняет. Так, в вышивке бисером самого лика направление положенной нити должно как бы повторять мазок кистью. Когда шила лик Иисуса на иконе Спаса Нерукотворного, усы и бороду много раз переделывала. Потом заглянула в книгу Иулиании Соколовой «Труд иконописца». И уже вышивала лоб, веки, брови и весь остальной лик по технике прорисовки, как бы «рисовала» бисером. Самым трудным оказалось вышить глаза. Вот вышила один, он смотрит на меня, аж оторопь берет. Вспомнила, как смотрела на видео фильм «Стояние Зои». Там Зоя была наказана за то, что танцевала с иконой. Я подумала, что же будет со мной, если я лик испорчу? Было очень страшно испортить лик. Со слезами, с большим волнением и мучениями с молитвой вышила второй глаз. Увидев ошибку, сразу ее исправила. Все получилось хорошо.

Валентина Овсянникова

Пришли фотографы, чтобы сделать снимки с иконы. Трое снимали разными фотоаппаратами и все снимки получились неудачными. Тогда по периметру иконы мы пришили тропарь со словами молитвы. Снова стали фотографировать. И с первого же раза фотографии получились один к одному с оригиналом. Вот так-то.

За все годы работы мы убедились, что, занимаясь творчеством, прибавляем себе жизнь.

Ну что еще сказать о нашей работе? Вышиваем мы под песнопения Пюхтицкого монастыря, хора Киево-Печерской лавры, Сергиева Посада. Если трудно идет работа, звоним духовнику отцу Владимиру, просим помолиться за нас, сами просим помощи у Пресвятой Богородицы – ПОМОГАЕТ.

 

 

Валентина Овсянникова за работой

Адрес:

г. Каменск-Шахтинский

Ростовская область

 

Телефон: (86365) 4-35-06

+7 (961)295-38-12

E-mail: biser06@yandex.ru

Наши координаты:

Подпись: МОЛИТВЫ  КО ГОСПОДУ ИИСУСУ ХРИСТУ,
 ЕГО ПРЕЧИСТОЙ МАТЕРИ И СВЯТЫМ, ИМЕЮЩИМ ОТ НЕГО БЛАГОДАТЬ ИСЦЕЛЕНИЯ И ПОМОЩИ В РАЗЛИЧНЫХ НУЖДАХ И НЕМОЩАХ

ОТ РАЗНЫХ НЕДУГОВ И БОЛЕЗНЕЙ:
Божией Матери, пред иконою Её, именуемой "Всех скорбящих Радость" — 6 ноября	
Великомученику и целителю Пантелеймону — 9 августа
Преподобному Агапиту Печерскому, врачу безмездному — 14 июля
Преподобному Дамиану Печерскому пресвитеру, целебнику — 11 октября
Преподобному Сампсону странноприимцу — 10 июля
Мученику Диомиду врачу — 29 августа
Мученикам Фотию и Аниките — 25 августа
Мученику Фалалею — 2 июня

ОБ ОБРАЩЕНИИ ЗАБЛУДШИХ:
Божией Матери, пред иконою Её, именуемой "Нечаянная Радость" — 2 декабря; 14 мая

О ДУХОВНОМ ПРОЗРЕНИИ ОЧЕЙ:
Божией Матери, пред иконою Её, именуемой "Скоропослушница" — 22 ноября

О ПРОСВЕЩЕНИИ РАЗУМА И НАУЧЕНИИ ДУХОВНО ГРАМОТЕ,
И О ПОМОЩИ В ТРУДНОМ УЧЕНИИ;
Преподобному Сергию Радонежскому — 8 октября
Святым равноапостольным Мефодию и Кириллу, учителям словенским — 24 мая
Святой великомученице Екатерине — 7 декабря
Святителю Димитрию Ростовскому — 4 октября
Святителю Иоанну Златоусту — 9 февраля
Святым бессребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану — 14 ноября
Преподобному Роману Сладкопевцу — 14 октября
Святому мученику Платону — 1 декабря

ОТ РАЗНЫХ БЕД И НАПАСТЕЙ:
Святителю Николаю Мирликийскому—19 декабря
Ангелу Хранителю

О НАУЧЕНИИ ИКОНОПИСАНИЮ:
Преподобному Алипию Печерскому, иконописцу    — 30 августа
Святому апостолу Луке — 31 октября
Преподобному Григорию, иконописцу Печерскому — 21 августа

 

МОИ УЧЕНИКИ

В творческой мастерской учатся искусству работы с бисером люди разных возрастных групп. Немного об учениках:

Анна З. (по ее просьбе фамилия не называется). Инвалид детства. Аня – дипломант конкурса детей-инвалидов в г. Сочи 1997 г. Награждена турпутевкой по Золотому Кольцу России, которую ей, к сожалению, так и не предоставило турбюро Ростова.

Светлана К. У нее заболевание позвоночника – остеопороз. Две работы, икону Спасителя и икону «Умиление Свято-Дивеевское» Светлана подарила Свято-Успенскому храму Пресвятой Богородицы поселка Гундоровского Ростовской Епархии.

Сергей К. У него ампутация одной конечности. Замечательно вышивает иконы и таким образом скрашивает свою жизнь.

Любовь Григорьевна Л. Имеет серьезное заболевание сердца, и творчество отвлекает её от тяжелых мыслей о своем недуге.

Надежда З. Страдает спазмами сосудов головного мозга, перенесла инсульт, но сдаваться не собирается.

Николай О. Потерял слух. Увлекся вышивкой, и сейчас вышивает очень сложные по технике исполнения работы.

Марина Решетникова. К сожалению, ее уже нет с нами (Царство ей небесное). У нее была тяжелая травма спины. Но, несмотря на это она до последних дней трудилась, занималась творчеством – не только вышивала иконы, но и плела бисером, вязала на вязальной машине, изготовляла изделия из соломки, вязала спицами и крючком.

Александра В. У нее контрактура ног, из-за чего очень трудно передвигается. Но всю жизнь шьет, вяжет, вышивает.

Нина Васильевна Холкина. Страдает заболеванием суставов. Занимается ковровой вышивкой.

Светлана К. Больна эпилепсией. Бисером вышивает картины.

Подпись: © 2007 Живопись иглой. |   ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ. | Разработка, поддержка и дизайн Колесникова | При перепечатке материалов, ссылка на "www.biser06.narod.ru" обязательна.
Hosted by uCoz